Страница 1 из 1

Объединить проекты Бургас-Александруполис и Самсун-Джейхан сложно

Новое сообщениеДобавлено: 19 янв 2010, 18:51
translate
Главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин сказал газете ВЗГЛЯД, что объединить проекты Бургас-Александруполис и Самсун-Джейхан очень сложно.

«Могу только предположить, что партнеры хотят управлять этими проектами операционно, поскольку пересекаться чисто физически Бургас-Александруполис и Самсун-Джейхан не могут», - прокомментировал эксперт возможность объединения двух нефтяных проектов.

Алексей Кокин из ИФК «Метрополь» назвал идею объединения нефтепроводов неожиданной, но нашел общее между этими проектами. «Оба трубопровода нужны, чтобы нефть из России, Азербайджана, Казахстана могла поступать в Средиземное море, минуя черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы. В принципе объединить их в один проект возможно», - считает он, отметив, что трубопроводы скорее следует рассматривать не столько с точки зрения выгоды, сколько с точки зрения возможного ущерба от закрытия проливов, например, из-за возможной аварии.

Помимо этого, решается вопрос рисков для компаний. «Если прокладывать трубу по одной территории – по Турции, а потом еще и по Болгарии, естественно территориальные риски, а также политические риски в некоторой степени снимаются, потому что не от одной Турции будет все зависеть», - отметил эксперт. Кроме того, за счет совместного управления проще заниматься лоббистикой.

Дмитрий Лютягин подчеркнул, что в этом случае нужно в первую очередь договариваться с Болгарией, поскольку она еще не приняла решения по Бургас-Александруполис.

Вопрос о том, хватит ли нефти из СНГ для заполнения трубопроводов, зависит от их пропускной способности и прогноза экспорта в первую очередь из Казахстана, отмечают эксперты. Но в целом экономику этих проектов они считают довольно сомнительной.

Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, президент АК «Транснефть» Николай Токарев в интервью корпоративному журналу заявил, что маршрут нефтепровода Самсун-Джейхан не является конкурентным для нефтепровода Бургас-Александруполис.

«Мы вообще видим реальную перспективу объединения двух данных проектов и сегодня обсуждаем ее с нашими турецкими, итальянскими и греческими партнерами. Они с интересом отнеслись к идее создать два направления и, соответственно, два юридических лица, объединенных в один консорциум»,- сказал он.

По его словам, это решение позволило бы отказаться от проработки прочих вариантов маршрута в обход проливов и дало бы возможность поддерживать высокое качество нефти на каждом направлении, формируя самостоятельные сорта. «И, разумеется, весьма привлекательно выглядят предложения турецкой стороны предоставить российским компаниям преференции при транспортировке их нефти через Босфор, в случае если они примут участие в проекте Самсун-Джейхан», - добавил он.