Страница 1 из 1

Болгары поставили крест на трубопроводе Бургас — Александруполис

Новое сообщениеДобавлено: 08 дек 2011, 16:17
translate
Правительство Болгарии, которое уже больше двух лет тормозило строительство нефтепровода Бургас — Александруполис, решило окончательно отказаться от проекта. По мнению аналитиков, это не окажет влияния на экспорт российской нефти в Европу, существенные объемы которой будут перенаправлены в стартующую в следующем году вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Соглашение о строительстве нефтепровода из болгарского порта Бургас до греческого порта Александруполис мощностью до 50 млн т в год Россия, Болгария и Греция подписали в марте 2007 года. Для реализации проекта была создана компания Trans-Balkan Pipeline B.V. (ТВР), в которой России принадлежит 51% (участники — «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть»), Болгарии и Греции — по 24,5%. Однако после прихода к власти в Болгарии в 2010 году нового правительства во главе с Бойко Борисовым проект, и до того реализовывавшийся с нарушением установленных сроков, фактически был заморожен, а Болгария прекратила финансирование.

Теперь же Болгария предлагает России и Греции окончательно аннулировать трехстороннее соглашение о строительстве нефтепровода, а если этого не произойдет в течение 12 месяцев, выйдет из проекта в одностороннем порядке. Об этом сообщил вчера министр финансов страны Симеон Дянков, передает Reuters. «Проанализировав проект, мы пришли к выводу, что он не может быть выполнен на условиях существующего соглашения», — заявил он, добавив, что Болгария намерена погасить задолженность перед третьими участниками (на сегодняшний момент она составляет 6,2 млн евро) и после этого покинет проект.

Отметим, что в ноябре Министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии дало положительную оценку предоставленного ТВР отчета по воздействию строительства нефтепровода на окружающую и социальную среду, что давало надежду на то, что реализация проекта продолжится.

На этом фоне заявление болгарской стороны выглядит странным, удивляются в «Транс­нефти». Официальную информацию от Болгарии компания еще не получала, сообщил РБК daily ее представитель. Как ожидается, свою позицию болгарская сторона изложит на заседании наблюдательного совета по проекту «Бургас — Александруполис», которое состоится 14 декабря.

Срыв проекта «Бургас — Александруполис» затруднит экспорт российской нефти по южному маршруту в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Прокачка нефти по нефтепроводу Самсун — Джейхан слишком дорогая: ее стоимость превышает 30 долл./т, в то время как через турецкие проливы — около 4 долл./т, пояснили РБК daily в «Транснефти». Транспортировка нефти по маршруту Самсун — Джейхан может стать выгодной только в том случае, если танкер стоит в очереди на проливе больше месяца, однако такой расклад маловероятен: даже во время туманов максимальный простой танкеров составляет 10—12 дней. При этом, по оценкам компании, стоимость прокачки через Бургас — Александруполис составляла бы около 8 долл./т.

По мнению аналитика «Уралсиб Кэпитал» Алексея Кокина, строительство нефтепровода Бургас — Александруполис было наиболее выгодным для России. «Лучше мог быть только вариант транспортировки нефти, минуя Грецию и Болгарию, например по европейской части Турции. Однако, как и в случае с нефтепроводом Самсун — Джейхан, это означало бы зависимость от Турции», — отмечает аналитик. В то же время отказ Болгарии вряд ли серьезно повлияет на экспорт российской нефти в Европу, поскольку Россия будет переориентировать поставки с южного направления на северное, через трубопровод БТС-2, который будет запущен в ближайшее время, считает г-н Кокин.

Екатерина Сафонова, RBC Daily

www.rbcdaily.ru/2011/12/08/tek/562949982239290