Геополитика не строится

Комментарии статей авторов сайта и из других СМИ

Модераторы: more, bot, translate, strana

Геополитика не строится

Новое сообщение translate » 17 мар 2010, 02:33

Ирина Малкова, Елена Мазнева, Ведомости

Реальные экономические выгоды маршрута Бургас — Александруполис станут понятны только после его запуска. Проект носит скорее геополитический, чем просто экономический характер, это было понятно уже в момент принятия решений об участии в нем нефтедобывающих компаний, говорится в письме (отправлено в сентябре 2009 г., копия есть у «Ведомостей») президента «Транснефти» Николая Токарева вице-премьеру Игорю Сечину. Участницы проекта — «Роснефть» и «Газпром нефть» — хотят уяснить экономические вопросы (например, тариф за транспортировку) и информируют, что необходимого для трубы количества нефти у них нет, пишет Токарев.

Трубопровод от болгарского черноморского порта Бургас до греческого Александруполиса на Эгейском море длиной 280 км и мощностью 35 млн т в год задуман как альтернатива танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция. Россия, Греция и Болгария договорились построить трубу в 1995 г. и собирались пустить ее в 2005-2006 гг. Не скрывали интереса к проекту и совладельцы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, нефтепровод с казахстанских месторождений до Новороссийска), особенно американская Chevron: новая труба стала бы продолжением маршрута из Средней Азии в Европу.

Но проект никак не начинается. Сейчас Россия обвиняет в этом Болгарию: ее новое правительство заявило, что должно все заново проанализировать. О проблемах с нефтяниками «Транснефть» публично не сообщала. Токарев в письме просит Сечина поручить компаниям и Минэнерго в месячный срок представить конкретные предложения о гарантиях поставок. Представитель Минэнерго это не комментирует. Чиновник министерства говорит, что гарантий по-прежнему нет: Россия ждет решения Болгарии. А источник, близкий к одному из участников проекта, знает, что «Газпром нефть» готова давать для этой трубы не более 3 млн т. У проекта могут появиться новые политические сложности, опасается сотрудник другой компании-участницы: в 2009 г. Россия решила присоединиться к трубопроводному проекту Самсун — Джейхан, инициатор которого, Турция, тоже хочет разгрузить Босфор и Дарданеллы, но не в ущерб бюджету, и турецкая сторона намекает, что участие России в трубе Бургас — Александруполис означает конфликт интересов. Токарев предлагал объединить эти два проекта, но как это сделать, неясно. Турция — важнейший партнер России по газовому трубопроводному проекту South Stream.

«У нас все проекты экономически целесообразны, — настаивает пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — И мы не считаем, что Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан — конкурирующие или взаимоисключающие проекты». Готовы ли «Роснефть» и «Газпром нефть» гарантировать заполнение трубы, Песков не сказал.

На обе трубы нефти не хватит, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, одновременно «Транснефть» строит БТС-2 и ВСТО-2. Даже если предположить, что балтийский трубопровод будет заполнен нефтью с других направлений (порт Южный и одна из веток «Дружбы»), то оставшиеся проекты все равно потребуют 130-150 млн т новой нефти, т. е. до 30% роста к 2009 г. Такой прирост добычи труднореализуем, а расширение КТК снизит эту потребность только примерно на 40 млн т, заключает Борисов. Казахстанской нефти как раз хватило бы на заполнение или Бургас — Александруполис, или Самсун — Джейхан, но этим проектам еще надо выдержать конкуренцию по цене на альтернативных морских маршрутах, говорит аналитик Reuters Александр Ершов: к примеру, ставки фрахта в Новороссийске сейчас $1,2-1,3 за баррель (в зависимости от дедвейта судов), улучшить рентабельность поставок на этом отработанном направлении за счет трубы будет очень сложно.

Прогнозировать тариф Бургас — Александруполис эксперты не берутся: актуальная оценка проекта еще не называлась, непонятно, как он будет финансироваться и в какие сроки должен окупиться. Но у самой «Транснефти», похоже, есть сомнения по поводу эффективности будущих трубопроводных поставок: вице-президент компании Михаил Барков сказал, что для обеспечения рентабельности проектов Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан нужно ввести ограничения в проливах Босфор и Дарданеллы — к примеру, по тоннажу танкеров до 60 000 (сейчас максимальный дедвейт — 140 000 т, знает Ершов).

Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и аппарата Сечина от комментариев отказались. Представитель «Транснефти» Игорь Демин назвал содержание письма за подписью Токарева «плодом фантазии корреспондента «Ведомостей».



translate
модератор
 
Сообщения: 1335
Зарегистрирован: 08 июл 2009, 07:04

Вернуться в Аналитика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 67