Самсун-Джейхан фактически является конкурентом нефтепровода Бургас-Александруполис, который должен пройти от болгарского города Бургас до греческого Александруполиса и также задуман как альтернативный маршрут танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы. В проекте 51% принадлежит России, по 24,5% - Болгарии и Греции. В январе глава "Транснефти" Николай Токарев говорил о целесообразности объединить проекты.
По информации издания, идея уже перешла в стадию практической проработки. В конце апреля Н.Токарев обсудил возможность объединения нефтепроводов с руководством компании турецкой Calik, которая заинтересовалась предложением. Стороны приняли решение о создании специальной рабочей группы. При этом, по мнению "Транснефти", рентабельность обоих проектов как вместе, так и по отдельности будет на приемлемом уровне только при существенном ограничении транзита нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы.
Объединить два нефтепровода было бы логично, на обе трубы нефти может не хватить, считают эксперты. Но если придется выбирать, то у турецкого нефтепровода больше шансов на реализацию. Озвученная стоимость проекта Самсун-Джейхан довольно низкая, прокладка 1 км трубы обойдется примерно в 1,5 раза дешевле, чем у Бургас-Александруполис, говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Однако за счет того, что труба из Болгарии в два раза короче, инвестиций на нее все равно потребуется меньше. В марте прошлого года она оценивалась в 1,3 млрд долл. Но Турция сейчас для России более приоритетный экономический партнер, нежели Болгария. В планах с Анкарой, помимо нефтегазовых, - электроэнергетические и атомные совместные проекты. При этом Болгария с приходом нового руководства страны фактически перестала участвовать в проекте Бургас-Александруполис, посчитав его невыгодным для себя.
Как сообщил собеседник газеты, параллельно с идеей объединения двух нефтепроводов российская сторона совместно с турецкими и итальянскими партнерами в любом случае будет прорабатывать вариант строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, даже если болгарская сторона будет по-прежнему негативно настроена к проекту Бургас-Александруполис.