Страница 1 из 1

Болгарию подвела жажда наживы

Новое сообщениеДобавлено: 09 июл 2010, 03:42
translate
Галина ШАКИРОВА, Республика

Россия и Болгария в четверг согласовали так называемую «Дорожную карту» – документ, определяющий условия участия балканского государства в проекте газопровода «Южный поток». Чтобы Болгария окончательно определилась с тем, нужен ли ей российский газопровод, понадобились полтора года и откровенный шантаж с участием Румынии.

Межправительственное соглашение об участии Болгарии в проекте «Южный поток» было подписано еще в январе 2008 года. СП для подготовки технико-экономического обоснования строительства болгарского участка (это примерно 560—580 км) предполагалось создать к середине 2010 года. Однако болгарская сторона так и не подписала соответствующих документов, ссылаясь то на ущемляющие ее условия, то на слишком низкую ставку транзита голубого топлива по ее территории (сейчас — $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км).

В то же время остальные восемь участниц проекта к июню текущего года оформили все необходимые договоренности, тем самым завершив формирование правовой базы и выведя проект на стадию практической реализации. «Газпром» заявляет о запланированном завершении ТЭО проекта в феврале 2011 года, а запуск газопровода намечен на декабрь 2015 года.

Впрочем, успехи «Газпрома» и его партнеров Болгарию не убедили. Более того, в начале лета премьер-министр страны Бойко Борисов сделал ряд заявлений, в которых сообщил, что Болгария вообще отказывается от совместных с Россией энергетических проектов. Другие политические деятели страны пошли дальше, выразив уверенность в том, что альтернативный проект Nabucco для Болгарии предпочтительнее. Позднее, правда, Бойко Борисов смягчил свою позицию, заявив, что окончательное решение пока не принято.

Поторопить Болгарию российские власти поручили первому вице-премьеру Виктору Зубкову, отправив его во вторник, 6 июля, с визитом в болгарскую столицу. Высокопоставленный российский чиновник отлично справился с задачей. Тем более что в руках у него был козырь, а именно намерение «Газпрома» проложить ветку газопровода через Румынию вместо Болгарии, тем самым лишив последнюю доходов с транзита. Отраслевые эксперты подсчитывали, что изменение первоначальной сметы вряд ли будет существенным, так как в целом маршрут через Румынию увеличит наземный путь «Южного потока» не более чем на 100—150 км. Да и Румыния предложение войти в проект восприняла с энтузиазмом (подробнее об этом читайте в материале «"Южный поток" свернет на север»).

Участники рынка и отраслевые эксперты уверены, что именно этот аргумент в результате и повлиял на решение Болгарии. По итогам переговоров Бойко Борисов заявил, что его страна все-таки будет участвовать в «Южном потоке».

Все подробности заключенных соглашений пока неизвестны. По всей вероятности, их озвучат 16 июля, когда официально будет подписана «Дорожная карта». Однако болгарский премьер-министр уже сейчас сообщил, что «согласовав спорные вопросы, мы увеличиваем доходность проекта "Южный поток" для Болгарии в два или три раза». При этом Борисов отметил, что «Дорожная карта» предусматривает возможность использования для «Южного потока» уже имеющейся на территории страны газотранспортной системы. Кроме того, Россия пообещала решить вопрос с посредниками, из-за которых до конечного потребителя российский газ доходит значительно подорожавшим: Болгария закупает газ по средней цене $339 за 1 тыс. куб. м, тогда как болгарские потребители платят от $472 до $576.

Отметим, что, согласившись на участие в российском проекте, Болгария может неплохо заработать на транзите. По какой ставке он будет осуществляться, пока не ясно, как и сама формула выведения ставки. Однако даже по приблизительным подсчетам экспертов можно говорить о том, что транзитный налог может серьезно пополнить казну.

Правда, к моменту запуска газопровода ситуация может измениться — транзит может как подорожать, так и подешеветь, предостерег директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Если исходить из нынешней ситуации, транзитная ставка в Европе варьируется от $2 до $8 за прокачку 1 тыс. куб. м на 100 км. По подсчетам эксперта, при средней ставке в $4—5 за 1 тыс. куб. в на 100 км, а также при условии работы газопровода на полную мощность (61—63 млрд куб. м газа в год) Болгария сможет ежегодно получать за транзит приблизительно $1,4—1,8 млрд. И это при ВВП страны в $12 млрд в год.

http://www.respublika-kaz.info/news/business/9904