Страница 1 из 1

Проблемы Бургаса

Новое сообщениеДобавлено: 19 дек 2011, 19:59
translate
Основным трендом недели стала активизация «Бургас-Александруполис». Правительство Болгарии приняло решение прекратить участие в строительстве трансбалканского нефтепровода. «Бургас-Александруполис» оставался ключевым проектом РФ на южно-европейском направлении последние годы. Напомним, проект изначально был инициирован рядом российских и греческих компаний. Это были ОАО «Газпром», ОАО НК «Лукойл», ОАО НК «Роснефть», ТНК-BP, ОАО АК «Транснефть». Собственно в 2000 году инициаторами был создан трехсторонний российско-болгарско-греческий рабочий комитет. В декабре 2001 года Владимир Путин во время своего визита в Грецию впервые поднял вопрос строительства нефтепровода на высшем уровне. В том же году было составлено детальное технико-экономическое обоснование проекта, которое подготовила международная компания ILF по заказу «Роснефти». В начале 2002 года Россия, Греция и Болгария подписали межправительственное соглашение о создании консорциума. В декабре 2005 года во время очередного визита президента РФ в Грецию, строительство нефтепровода было внесено в текст совместного плана действий в 2005-2006 годах.

Причиной продолжительной стагнации проекта стала политика США по осложнению его реализации. Все существовало два направления деятельности: в отношении Греции и в отношении Болгарии. В отношении Греции активно велись переговоры по подключению средиземноморской республики к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан через ответвление в районе Эрзурума. Однако ситуация вокруг Кипра и членства Турции в ЕС до последнего времени значительно сдерживала инициативы Госдепа.

В отношении Болгарии был также предложен альтернативный вариант нефтепровода «Бургас – Влера» через Македонию и Албанию. Основным оператором проекта стала Albanian-Macedonian-Bulgarian Oil Pipeline Corporation (AMBO), созданная американским правительством. Общая стоимость проекта должна была составить $1,3 млрд. Причем, $900 млн. были готовы предоставить Opic и ExIm Bank, а оставшуюся сумму – американские компании, работающие в Казахстане. Такие как ChevronTexaco.

И, тем не менее, российским компаниям удалось пролоббировать строительство «Бургас-Александруполис». Причем, сохранив принципиальную позицию РФ по нефтепроводу. Напомним, что Москва настаивала на таможенных и налоговых преференциях (на материалы и оборудование, снижение портовых сборов). Кроме того, несмотря на то, что Болгария и Греция выступали за равное участие в проекте (по 33,3% акций), Москва предполагала, что доля в капитале консорциума должна рассчитываться исходя из общего вклада страны. Тем самым российское присутствие в компании значительно увеличивалось, так как строительство и поставка нефти осуществлялось именно РФ.

На первом этапе вышеперечисленные условия не принимались иностранными партнерами. Однако, ситуация кардинально изменилась несколько лет назад. России удалось реализовать целый ряд мер для усиления своих позиций. В итоге два года назад было подписано межправительственное соглашение о начале строительства проекта.

Однако уже в 2011 году Москва стала терять интерес нефтепроводным проектам в Восточной Европе. Первой ласточкой стал отказ от MOL российского «Сургутнефтегаза». Причиной охлаждения НК стало усиление «Южного потока» и пропорциональное ослабление его основного конкурента Nabucco. Строительство последнего активно лоббировала венгерская MOL.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

http://actualcomment.ru/article/1082/