Страница 1 из 1

Владимир Чижов: Стратегический обзор отношений с Россией станет десертом саммита ЕС

Новое сообщениеДобавлено: 19 окт 2016, 14:39
strana
Изображение

20-21 октября на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств ЕС проведут так называемый стратегический обзор отношений с Россией, или, проще говоря, обсудят за ужином вопрос о том, какими они хотят видеть отношения с РФ. Эта дискуссия неизбежно затронет вопрос о режиме санкций ЕС против РФ, их эффективности и целесообразности. Сама идея этого "стратегического обзора" была выдвинута Италией весной этого года в период обсуждения вопроса о продлении экономических санкций ЕС против России. Условием Рима для очередного полугодового продления санкций (до 31 января 2017 года) стало обязательство лидеров Евросоюза провести на саммите подробный анализ отношений России и ЕС.

На практике времени на эту дискуссию у лидеров окажется значительно меньше, чем предполагалось изначально, поскольку после июльского референдума о выходе Великобритании из ЕС на осенний саммит вынесена также тема будущих отношений сообщества с Соединенным Королевством. Эту часть саммита, посвященную Brexit, в Брюсселе уже называют "бенефисом британского премьера Терезы Мэй", которая впервые приедет на встречу лидеров сообщества.

Каких результатов можно ожидать от этого саммита и какие отношения хочет строить с Евросоюзом Россия, рассказал в интервью ТАСС постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.

- На саммите ЕС 20-21 октября запланирован стратегический анализ отношений с Россией. Чего можно ожидать от этого разговора? Обращались ли европейцы за консультациями к нам?

- Вы правы, в четверг, 20 октября, за ужином на саммите ЕС есть такое блюдо "на десерт" - анализ отношений с Россией. В качестве основного блюда там будет (премьер Великобритании) госпожа Тереза Мэй, которая впервые примет участие в саммите ЕС с докладом о Brexit, хотя знающие люди особых новостей на этот счет не ждут.

Что касается "стратегического обзора" отношений с Россией, действительно, он был запланирован уже давно. Более того, насколько мы слышали, некоторые страны ЕС, присоединяясь к консенсусу о продлении секторальных санкций ЕС до 31 января 2017 года, ставили условием проведение обзора отношений на полпути этого срока, то есть в октябре. И им это было обещано.

Какой будет там разговор, мы узнаем не раньше пятницы, да и то, если кто-то поделится этой информацией.

Подготовка продолжается, в Люксембурге прошел Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, где российской темы не было в повестке дня, но я был бы очень удивлен, если бы об этом не зашла речь.

Нас к дискуссии напрямую, конечно, не приглашали, учитывая деликатность сюжета и наличие у них внутренних противоречий между странами-членами. Это широко известный факт. Однако диалог у нас идет, госпожа Могерини неоднократно звонила нашему министру. Так что в этом контексте мы имеем возможность довести до них нашу позицию по интересующим сюжетам.

- Вопрос о продлении санкций по Украине остается ключевой проблемой этого обзора. Однако саммиту предшествовала ситуация с уничтожением гумконвоя в сирийском Алеппо, за что ответственность была возложена на Россию, и это спровоцировало дискуссию о возможности введения против России санкций, теперь уже по Сирии...

- Да. Во-первых, начну с того, что конкретных решений предстоящий саммит Евросоюза принимать не будет - это не тот формат. Все решения оформляются на министерском уровне - Советом ЕС. Сам жанр "стратегического обзора" не предполагает практических решений. Я вообще допускаю, что конкретно о санкциях разговора может не быть - до конца января еще есть время, а ситуация достаточно волатильна.

Я уже давно, с начала этого года говорил, что отмечаю рост настроений в пользу смягчения санкционного режима, но предупреждал - если не произойдет чего-нибудь драматического, проводя образное сравнение с известной историей с малайзийским самолетом. Главное, чтобы накануне принятия решения не случился подобный инцидент.

Самолеты, слава Богу, летают, а вот гуманитарный конвой неизвестными пока лицами и неизвестным пока способом был обстрелян. Это, возможно, говорит об изобретательности наших потенциальных оппонентов.

- Председатель Европейского совета Туск, выступая на конференции в Пассау, сказал замечательную фразу, что если ЕС ослабит сейчас, после событий в Сирии, санкции против России по Украине, это будет капитуляцией. Здесь не возникает никаких противоречий, юридических например?

- Коллизия со здравым смыслом несомненно возникает. Сами по себе эти так называемые санкции нелегитимны по определению, ведь санкции имеет право накладывать только СБ ООН. Это лишний раз подтверждает политизированность и лицемерность подходов авторов этих затей, которые готовы даже борьбу с нашим общим врагом - международным терроризмом - использовать как повод для рестриктивных мер.

Общеполитический вывод, который я делаю из этих вводных, достаточно тревожный. Получается, что отношения России и ЕС становятся заложником посторонних кризисов, не только украинского, но теперь и сирийского.

- На ваш взгляд, ЕС видит собственный интерес, имеет собственную позицию в отношениях с Россией или просто следует в русле американской политики?

- То, что у ЕС на сегодня нет внятной позиции, косвенно подтверждается решением о проведении упомянутого "стратегического обзора" отношений с Россией. Удастся им это или нет - гадать не буду. Скоро узнаем. Это первое.

Второе. Что касается сирийского кризиса, то Евросоюз, являясь членом Международной группы поддержки Сирии, держит низкий профиль, занимает осторожную позицию. Имеется в виду ЕС как организация, как институт в отличие от его стран-членов: некоторые из них буквально из кожи вон лезут, чтобы проявить себя.

Со стороны ЕС за последнее время предложена одна инициатива - гуманитарная. Появилась она две недели назад, в воскресенье 2 октября. На следующий день она была по телефону презентована Федерикой Могерини заинтересованным странам, в частности России. Наша реакция, в том числе публичная, последовала и была позитивной. Когда французский коллега (глава МИД Франции Жан-Марк Эйро) приезжал в Москву, Сергей Викторович Лавров назвал ее заслуживающей внимания и поддержки. ЕС за такую оценку благодарен, и по мере того, как условия безопасности будут позволять эту инициативу реализовать, будет подключаться.

- Западные СМИ очень любят пытаться рассортировать страны ЕС на пророссийские и антироссийские...

- Я в эту игру не играю.

- А считаете ли вы, что среди государств ЕС такие два лагеря можно выделить? Есть страны, готовые реально выступать за развитие отношений и отмену санкций?

- Есть такие страны, но я бы предостерег от черно-белого деления. По большому счету ЕС - это 28 оттенков серого, перефразируя название известного литературного произведения.

- Как видит Россия сегодня оптимальные отношения с ЕС? Чего хотим мы от них в идеале?

- Мы хотели бы иметь стабильные взаимовыгодные отношения, ориентированные на то, что нас объединяет, а не то, что разделяет. Отношения, позволяющие России и Евросоюзу как двум опорам нашей общей европейской, или если хотите, евразийской, если хотите, евроатлантической цивилизации, взаимодополняя друг друга, быть успешными в этом достаточно бурном многополярном мире.

- Что препятствует таким отношениям?

- Для начала мы бы хотели видеть ЕС единым, сильным, успешным и, желательно, более независимым в принятии своих решений. К сожалению, далеко не всегда ЕС оказывается на высоте по этим критериям.

Что мешает? Я не стану все сводить к влиянию американского фактора, хотя он постоянно присутствует. Иногда прорывается в виде нелицеприятных выражений, то вице-президента Байдена, то госпожи Нуланд из Госдепартамента. Есть определенный разброс в подходах стран-членов ЕС. 12 лет прошло с момента "взрывного" расширения ЕС в 2004 году, когда в число его членов вошли страны, привнесшие фантомные боли и фобии - у кого-то в адрес СССР, у кого-то еще глубже из истории. Тогда нам наши собеседники в ЕС говорили: "Да вы не волнуйтесь, они страны небольшие, молодые. Пооботрутся, мы их правильно воспитаем в европейском духе". А в реальности получилась ситуация из серии "хвост вертит собакой". Кстати, об этом мы еще тогда старых членов Евросоюза предупреждали.

- Кстати, и к расширению 2004 года ЕС активно подталкивал Вашингтон, стремясь максимально ускорить процесс приема "новых стран".

- Да, это так. Плюс активную роль играл и Лондон. На каждом историческом витке тогдашнего процесса, когда надо было выбирать вектор дальнейшего развития ЕС - идти ли вглубь (усиливая степень интеграции) или вширь (принимая новые страны) - Лондон неизменно выступал за то, чтобы идти вширь. По ряду соображений я не хочу слишком упрощать, тогда речь не столько даже шла о российском факторе влияния в Европе, Лондон не хотел усиления интеграции внутри ЕС. А теперь он хочет наружу!

- Вопрос по энергодиалогу. Еврокомиссия продолжает говорить о предстоящем визите замглавы ЕК по делам Энергосоюза Мароша Шефчовича в Москву, правда теперь речь идет уже о конце октября. Из-за чего этот визит откладывается все дальше и дальше?

- Сейчас речь скорее идет уже о ноябре. Ответ простой. Визит откладывается в связи с неготовностью наших партнеров в Еврокомиссии к продвижению по ряду вопросов, намеченных к обсуждению в Москве.

- Но Еврокомиссия транслирует только одну тему предстоящего визита. Они хотят провести переговоры по "зимнему газовому пакету" по Украине?

- Вернее, переговоры по газу в трехстороннем формате (ЕС-Россия-Украина). Дело в том, что трехсторонний формат - это зацепка для Еврокомиссии, которая позволяет ей вести с нами диалог. Они могут к этому апеллировать, поскольку этот формат прописан в минских соглашениях. И никто, даже те, кто против диалога с Россией, не могут этому препятствовать.

Чисто по-человечески их можно понять. Но если говорить о содержании... Пакет - это по определению нечто состоящее из нескольких элементов. "Зимние" пакеты - прошлогодний и позапрошлогодний - состояли каждый из трех элементов. Во-первых, это погашение неоспариваемой части долга "Нафтогаза" Украины перед "Газпромом". Именно неоспариваемой части, поскольку остальное по-прежнему является предметом разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде. Видимо, решение там откладывается на следующий или, возможно, даже на 2018 год. Второй компонент - определение условий, объемов и темпов поставок российского газа на Украину. Интерес Еврокомиссии был в том, чтобы эти поставки были ритмичны и достаточны для того, чтобы Киев, выражаясь простым языком, больше не воровал из транзитной трубы. Третий компонент - это определение цены, соответствующей её формулы и так далее. Что мы имеем теперь? Неоспариваемая часть долга погашена, на это Украина получила деньги от международных финансовых институтов. Вопрос закрыт. С ноября прошлого года Украина российский газ напрямую не покупает. Газ, который идет по реверсу из Германии через Словакию, через Польшу - это в основном тоже российский газ. Но уже за другие деньги.

Поскольку они не берут у нас газ, естественно отпадает и третий компонент "пакета" - согласование цены. Еврокомиссия опасается, и не без оснований, что в случае холодной зимы эта сложная и ненадежная схема с реверсом не сработает. На Украине есть подземные газохранилища (ПХГ), которые строились еще в СССР для обеспечения бесперебойных поставок тогда еще советского газа в Европу на случай пикового потребления. Мы как неспециалисты в газовой сфере редко задумываемся, что молекула газа, добытого в Новом Уренгое, попадает в Западную Европу только через две недели. Скорость потока газа невелика. Поэтому необходимы резервные запасы газа поближе к потребителю. Вопрос: сколько должно быть газа в ПХГ? В лучшие годы там держали на уровне 19 млрд кубометров. В ноябре прошлого года, когда они отказались от нашего газа, там было 16,5 млрд кубометров, сегодня - 13. Хватит этого или нет, неизвестно. У Еврокомиссии есть серьезные сомнения. А заполнять ПХГ, во-первых, уже поздно, а во-вторых, не дорогим же реверсным газом их заполнять.

Конечно, уровень потребления газа на Украине значительно снизился. Что и позволило им пережить прошлую зиму без российского газа. Этому способствовали как остановка промышленности, так и повышение тарифов для населения более чем в три раза. Вот потребление и упало. Такая вот бытовая политэкономия.

- Тогда о чем сегодня вести трехсторонние переговоры?

- Вот именно. Есть определенные задумки у Еврокомиссии, например, поговорить о периоде после 2019 года, когда заканчивается десятилетнее соглашение 2009 года между Россией и Украиной. То самое, за которое в свое время посадили (экс-премьера Украины) Юлию Тимошенко. Однако само соглашение продолжало работать тогда, остается в силе и сейчас.

Мы, естественно, не против говорить с Еврокомиссией. Министр энергетики Александр Новак недавно встречался с Марошем Шефчовичем в Стамбуле. Я не буду вдаваться в детали, но есть ряд обязательств, которые они взяли на себя. Пока результатов мы не видели, вопрос остается открытым.

- Это, например, старый вопрос о предоставлении газопроводу OPAL изъятий из "третьего энергопакета"?

- Правильно. Доживем до конца октября, увидим.

- Тем временем в Брюсселе на самых разных уровнях продолжается активная агитация против "Северного потока-2". Аналитические центры, лоббисты, европарламентарии, чиновники разного уровня говорят о том, что это якобы политический проект, плохой проект, который ЕС не нужен...

- Это смотря кому не нужен. Если он не нужен заряженным против России политологам - это одна ситуация. А вот крупнейшим европейским энергокомпаниям он нужен. И именно они его придумали. Инициатива исходила от группы энергокомпаний разных стран - как национальных, так и мультинациональных. Думаю, это все состоится.

- У нас по этой теме идет какой-то обмен с Еврокомиссией?

- "Северный поток 2" - это инициатива европейских энергетических компаний. Реализацией проекта занимается компания-оператор со штаб-квартирой в кантоне Цуг Швейцарской конфедерации. Ее представители ведут большую разъяснительную работу, в том числе с Еврокомиссией. Они периодически и нам рассказывают об этом. Да, реализация "Северного потока-2" идет не без проблем, в том числе из-за политизации некоторых вопросов, но на это заинтересованные компании реагируют, скажем так, творчески, так что думаю, что все будет хорошо.

- Какие контакты с ЕС планируются у нас в ближайшее время?

- Конечно, планируются. В ноябре в Москве пройдет очередной раунд консультаций по борьбе с терроризмом. С нашей стороны - заместитель министра иностранных дел Олег Сыромолотов, с их стороны - Педро Серрано, замгенсека Европейской службы внешнеполитической деятельности, и Жиль де Керков, координатор ЕС по вопросам борьбы с терроризмом.

До конца года мы планируем провести в Брюсселе новую встречу политдиректоров, сроки еще не уточнялись. Запланированы консультации по Балканам, по Азии. Мы участвуем в международных мероприятиях, например, в начале октября прошла конференция по Афганистану, где участвовал наш спецпредставитель по Афганистану Замир Кабулов.

Не далее как вчера спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и Африке, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов встречался здесь с генсекретарем Европейской службы внешнеполитической деятельности Хельгой Шмид.

- А по высокопрофильным визитам, например, председателя Еврокомиссии Юнкера или верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини есть информация?

- Пока нет. Когда будет им с чем ехать, тогда посмотрим. Пока мы даже не видели ответа на те предложения, которые были переданы Жан-Клоду Юнкеру в июне в Санкт-Петербурге.

Беседовал Денис Дубровин

Подробнее на ТАСС:

http://tass.ru/opinions/interviews/3716634